Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           

Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре

 

Структура построения физкультурного занятия.

В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно:

вводно-подготовительная — разминка  (должно наблюдаться повышение пульса, так  как   растут нагрузки);

основная, в ходе которой решается комплекс запрограммирован­ных задач (на нее приходится пик физических нагрузок занятия и с нее начинается их спад);

заключительная, назначение которой - вос­становить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до первоначального).

Занятие считается эффективным, если моторная плотность составляет 60-80%. Если она ниже, значит занятие не было тренировочным. Если выше, то происходит перегрузка ребенка.

Такой подход диктуется не­обходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.

Формы проведения занятий по физкультуре разнооб­разны. Основными формами работы с детьми на занятии являются:

1) фронтальные; 2) индивидуальные; 3) групповые; 4) в парах.

Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, ме­ста проведения, условий.

Так, в младшей группе используются преимуществен­но занятия комплексного, сюжетного, игрового характе­ра. В старшей группе в общей системе занятий следует выделить занятия учебно-тренирующего, тематического, контрольно-учетного характера.

Формы физкультурных занятий

п/п
Название
Структура физкультурного занятия
Вводная
Основная
Заключительная
1.
Учебно-тренирующее
Разные виды ходьбы; уп­ражнения строевые, на ориентировку в простран­стве, разминочный бег
Обвдвразвивающие упражнения основные движения, подвижные игры
Успокоитель­ная ходьба (ма­лоподвижная игра), дыха­тельные упражнения
2.
Сюжетные
Любые физические упражнения, знакомые де­тям, органично сочетаемые с сюжетом заня­тия
3.
Игровые
Игра средней подвижности (разминка)
2-3 игры с разными ви­дами движе­ний (последняя боль­шой подвиж­ности)
Малоподвижная игра
4.
Тематические
С одним видом физических упражнений: ве­лосипед, лыжи, плавание и др.
5.
Комплексные
С элементами развития речи, математики, кон­струирования и т.д. по типу занятий № 1-3, но с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая реша­ется через движения
6.
Контрольно-учетные
Проводятся в конце квартала, года для полу­чения информации об овладении детьми ос­новными движениями, физическими каче­ствами

В первой младшей группе занятия проводятся по под­группам (10-12 человек), а начиная со второй младшей группы - со всеми детьми одновременно. Однако при необ­ходимости педагог может проводить занятия и по под­группам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество. Длительность занятий дик­туется возрастом детей, их здоровьем, физической подго­товленностью и равняется примерно 15-20 минутам в млад­ших группах, 20-25 - в средних, 25-35 - в старших.

Основы методики физкультурных занятий исходят из их специфики, заключающейся в том, что каждое занятие представляет собой:

- определенную "оздоровительную дозу" в виде движения, физической нагрузки, влияющую на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;

- двигательную деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный комфорт; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения. Выполнение этих требований обеспечивает в определенной степени демократический стиль отношений педагога с детьми.

Занятие по физической культуре должно решать 3 задачи: оздоровительную, образовательную и воспитательную.

Длительность занятия составляет –

в младших группах 15 минут, в средних 20 минут, в старших 25 минут.

Показатели эффективности занятия по физической культуре:

Задачи занятий
Содержательная направленность
Критерии результативности
Образовательные
Формирование двигательных умений, знаний по физкультуре
Овладение детьми двигательными умениями на уровне поставленных задач
Оздоровительные
Развитие систем и функций организма; укрепление здоровья
Оптимальность физических нагрузок, двигательной активности; наличие закаливающих моментов.
Воспитательные
Умственное, нравственное,  эстетическое и трудовое воспитание. Развитие интереса к занятиям по физкультуре.
Наличие специальных ситуаций, активизирующих мышление, выбор способа поведения; эстетическая обстановка. Положительный эмоциональный тонус детей.

Перед занятием надо облегчить одежду детей; посмотреть, удобная  ли  у них обувь.

Для каждой части занятия подбираются специфические двигательные задания:  во вводной части – подготавливающие, разминочные; в основной – обучающие и тренирующие; в заключительной – восстанавливающие.

Оздоровительная направленность занятия характеризуется:

- хорошими эколого-гигиеническими условиями (чистота помещения, воздуха, удобная одежда, обувь и т.д.);

- наличием элементов закаливания (снижение температуры воздуха до +18-12 С, проветривание помещения);

- положительным эмоциональным состоянием каждого ребенка.

Для усвоения программного содержания занятий детей необходимо продумать и обеспечить логическую цепочку приемов.

1. Определить «дозу» программного материала в соот­ветствии с принципами обучения, возрастными и инди­видуальными возможностями детей, т.е. запрограммировать определенный результат обучения.

2.  Трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с уче­том возраста.

3.  Выбрать приемы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а также наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия.

4. Создать условия для многократного повторения дви­жения.

5. Оценивать двигательные умения детей (в младших группах - общая похвала, в старших - общая, диффе­ренцированная и индивидуальная).

Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует:

1. Запрограммировать ее объем и распределение с уче­том возраста детей, их здоровья, физической подготовленности.

Важно учитывать индивидуальные возможности каж­дого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недо­статочная нагрузки: одна вызывает переутомление, дру­гая - не дает тренировочного эффекта. И та и другая снижают результативность занятия в целом.

2.  Подбирать для каждой части занятия специфичес­кие физические упражнения: подготавливающие и разминочные - во вводной; обучающие и тренирующие - в основной; успокаивающие - и заключительной. Упраж­нения подбираются по анатомическому признаку, интен­сивности, сложности и т.д.

3. Обеспечивать увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесение дополнительных пособий, усложнение правил, заданий.

Двигательная активность на занятии - важный показа­тель его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспе­чивает удовлетворение потребностей детей в движении и создает условия для овладения конкретным движением.

Двигательная активность может быть оценена в объеме (с помощью шагомера) и во времени (моторная плотность).

Объем двигательной активности на занятии составляет 900-1500 шагов в младших группах, 1400 - 2500 в средней и старшей. Моторная плотность в помещении 60-80 %, на воздухе - 80-85 %.

Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии:

1.  Четкость, краткость речи воспитателя.

2. Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой).

3. Многократное повторение движений.

4. Эффективное использование физкультурного обо­рудования.

Активизировать мыслительную деятельность можно с помощью называния упражнений и проговаривания дей­ствий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в простран­стве, привлечения детей к оценке, самооценке; самосто­ятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций я др.

Нравственное и трудовое воспитание осуществляет­ся через использование ситуаций, непроизвольно воз­никающих в ходе занятия, а также создание специ­альных ситуации Для проявления тех или иных спосо­бов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность).

В качестве приемов эстетического воспитания высту­пают: внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстети­ка помещения, оборудования; использование музыки.

1. Структура и содержание занятия:

1)     вводная часть: построения и перестроения, разные  виды ходьбы и бега, физические упражнения на  внимание;

2)      основная часть: общеразвивающие упражнения; обучение и совершенствование основных и спортивных движений; подвижные игры;

3)      заключительная часть: ходьба в спокойном темпе с дыхательными упражнениями или спокойная игра, целью которых является приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние; вместо игры проведены несложные упражнения - лежа на полу, выполняемые в замедленном темпе.

Продолжительность каждой части соответственно равняется 1-2,

10-13, 2-3 минуты, что в целом  составляет 15 минут для младших дошкольников; 3-4, 13-18, 2-3  минуты для детей среднего и старшего дошкольного возраста, что составляет 20-25 минут занятия.

Организация детей на занятии. Чтобы создать усло­вия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации де­тей в зависимости от задач занятия, размеров помеще­ния, наличия оборудования и пр.

Содержание работы
На что обратить внимание
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ - продумать содержание, подгото­вить оборудование, пособия, на­метить конечные результаты
Учесть этапы обучения; Предус­мотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия
РАЗМИНКА - подготовить организм к нагрузке, вызвать инте­рес к занятию: продумать целе­сообразность движений, их раз­нообразие по построению, направлению, темпу, способу вы­полнения, нагрузке
Не допустить длительных бес­цельных движений; дать четкие, краткие организационно-методические указания; продумать рит­мическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение)
ОБЩРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖ­НЕНИЯ - научить выполнять с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.)




Предусмотреть название упражне­ний, смену н.п. для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по назва­нию, проговариванию и т.д), раз­личное ритмическое сопровожде­ние (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном тенте); выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить детям
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - на­учить выполнять в целом – на I этапе, элементам техники - на II, творческому исполнению - на III
Создать условия для многократ­ного творческого повторения дви­жений, продумать методы обуче­ния, опенку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений
ПОДВИЖНАЯ ИГРА - совер­шенствовать движения, обеспечи­вать пик нагрузки, формировать нравственно-волевое поведение
Объяснить игру (с учетом возра­ста детей, новизны игры, для старших - выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использо­вать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого вы­полнения движений; регулиро­вать нагрузку
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - восстановить пульс и дыхание
Не допустить резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстановить дыха­ние, начиная с ускоренной ходь­бы с постепенным замедленней темпа, включением дыхатель­ных упражнений, игры малой подвижности

При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Педагог имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывать им необходимую помощь.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале бучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2 - 3 человека. По мере овладевания движением количество детей в смене увеличивается.

Групповой способ предусматривает распределение детей на 3-4 подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, например лаза­ние, остальные самостоятельно выполняют знакомые уп­ражнения. Затем дети меняются местами. Групповой спо­соб дает возможность разучивать новые упражнения с небольшим количеством детей, индивидуально работать с отдельными детьми, развивать самостоятельность у детей.

При поточном способе все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выпол­нять задание, а другой уже приступил к нему. Этим спо­собом пользуются, когда у детей имеются достаточные двигательные умения.

Предусматривая определенный способ организации детей, педагог продумывает также ритмическое со­провождение: бубен, счет, магнитофон, видеозапись; часть упражнений (лазание, метание, прыжки, некоторые общеразвивающие упражнения) проводятся без ритмичес­кого сопровождения, в свободном темпе. Хорошо исполь­зовать на занятии музыкальное сопровождение, при этом обязательным условием является сохранение ее художе­ственной ценности.

Профилактика травматизма обеспечивается наличием матов, предварительной проверкой места проведения, рациональным размещением детей.

При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского трав­матизма. Особого внимания требуют такие движения, как лазание по гимнастической стенке, прыжки с разбега, в длину и высоту, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.

На эффективность занятия по физической культуре влияет также уровень взаимодействия руководителя физвоспитания и воспитателя группы.

Требования к деятельности руководителя физического воспитания и воспитателя на занятии.

Организационное обеспечение занятия

Содержательная часть занятия

Методическая деятельность

  1. Своевременность начала занятия.
  2. Построения, перестроения. Их целесообразность.
  3. Рациональность использования способа организации образовательной работы.
  4. Распределение детей на группы, команды.
  5. Рациональность распределения времени между частями занятия и видами упражнений.
  6. Подготовка инвентаря, оборудования.
  1. Задачи занятия.
  2. Оптимальность выбора включенных в занятие упражнений.
  3. Развитие двигательных качеств детей разных возрастных групп.
  4. Дифференцированный подход.
  5. Умение воспитателя экономично и логично преподнести учебный материал, отбирать факты, выделять главное.
  6. Оказание помощи и страховка.
  7. Организация самостоятельной деятельности детей.
  8. Умение рассчитать нагрузки.
  9. Умение своевременно увидеть и исправить ошибки детей.
  10. Обоснованность выбора методов практического обучения двигательным действием.
  1. Целесообразность подбора и эффективность применения словесных методов.
  2. Полнота, точность описания техники упражнения.
  3. Использование метода  наглядного восприятия.
  4. Двигательная культура воспитателя.
  5. Использованные средства и их эффективность на данном занятии (эстафеты, игры, упражнения).
  6. Целесообразность примененных методов, их результативность.
  7. Знание и учет внешних признаков утомления.
  8. Убедительность требований к четкому усвоению последовательности действий.