Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           

Методика развития физических качеств.

 

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением  по прямой, по диагонали; бег в максимальном на короткие дистанции; бег за партнером. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.

Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. обучении быстрому началу движений применяется с ускорением по сигналу; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упраж­нения и подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег из ис­ходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа); пры­жок из исходного положения, стоя спиной к направле­нию движения; быстрая смена различных положений; изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения; использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимо­согласованных действий несколькими участниками. Мо­гут быть использованы упражнения, в которых дети при­лагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей де­лятся на две группы: с сопротивлением, которое вызыва­ет вес бросаемых предметов, и выполнение которых за­трудняет вес собственного тела (прыжки, лазание, при­седание). Большое значение имеет количество повторе­ний: небольшое не содействует развитию силы, а чрез­мерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения уп­ражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упражне­ниях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьша­ют кровяное давление в момент выполнения упражне­ний. Упражнения с мышечным напряжением целесооб­разно чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыж­ки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабле­ния мышц, регулируется темп и продолжительность вы­полнения. Продолжительность беспрерывных движений должна быть около 2 минут — время, на протяжении которого сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма активно действуют.

Бег со средней скоростью (2—2,5 м/с) является глав­ным средством воспитания общей выносливости дошкольника. При включении его в занятия нужно увеличивать раз расстояние, которое должны преодолеть дети. Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазанием. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.

Развивается гибкость с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок. Пути тренировки гибкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений, совершенствование способностей перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Развитие гибкости связано с развитием мышечной силы.

Упражнения на растягивание выполняются ежедневно. При чередовании упражнений на силу и гибкость не допускается преобладание одного вида движений над другим.

Следовательно, обоснованный выбор содержания и развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Особенности развития физических качеств. На про­тяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек - с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 м с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2 с, у девочек - с 2,6 до 2,2 с; с обеганием препятствий - у мальчиков с 7,2 до 5 с, у девочек - с 8 ,5 с (Е.Н.Вавилова).

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 601,3 до 884,3 м, девочки - с 454 до 715,3 м (В.г. Фролов). Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы увеличения показателей физических качеств по годам не совпадают. Например, более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости — от 3 до 4 лет, силовых способностей — от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет ужены некоторые замедления развития силовых показателей (Н.А.Ноткина).

Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.