Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           

Диагностика музыкальных способностей дошкольников

С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений.

Ниже в таблицах изложен материал (характеристика показателей и уровней), который может быть основой для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет.  Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович.

Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста

3-4 года

Показатели
Характеристика уровней развития
Характеристика уровней развития музыкального творчества
1 различает и воспроизводит звуки разной высоты;
2 различает и воспроизводит сильную долю
3 различает и воспроизводит звуки разной силы
4 различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними
5 различает и воспроизводит контрастное настроение музыки
6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество (сжатые синтетические композиции)
Музыкальных сенсорных способностей
Синтетического
В–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель одновременно со звучанием музыки и показом взрослого, или самостоятельно
Д–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель, слегка отставая от показа взрослого, или изредка с ошибками действует самостоятельно
С – воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель после показа взрослого, испытывает затруднения при самостоятельных действиях
Н – воспринимает и сопереживает образу, но затрудняется в различении и воспроизведении, допускает ошибки после показа взрослого, затрудняется в самостоятельных действиях.
В –преднамеренно проявляет сжатые синтетические  композиции
Д –При косвенном руководстве проявляет сжатые синтетические композиции
С – преднамеренно проявляет сжатые синтетические  композиции после показа взрослым
Н –Не проявляет даже после показа взрослым.

4-5 лет

Показатели
Характеристика уровней развития
Характеристика уровней развития музыкального творчества
1 поет без сопровождения ис аккомпанементом эмоционально, поддерживая мелодию, в ритме пропевая слова
2 двигается пластично, ритмично, один, в паре, передавая характерные особенности образа
3 музицирует один, в паре на предпочитаемом инструменте
4 Проявляет музыкальное творчество (однородное: песенное, инструментальное,
танцевальное)
5проявляет элементарные знания из области музыкального искусства
Специальных музыкальных способностей
Однородного
Ребенок проявляет указанный показатель
В – самостоятельно или при косвенном руководстве педагога
Д – самостоятельно или при косвенном руководстве с некоторыми неточностями, легко исправляет их;
С – самостоятельно или после показа, допуская ошибки; затрудняется в исправлении после подсказки педагога
Н – после показа образца педагога допускае ошибки, ошибается после многократного показа взрослого.
В –ярко выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая или сжатая импровизация с новыми и знакомыми элементами;
Д – выраженное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с фрагментами новых или знакомых элементов
С – выраженное сопереживание, «проблески» перевоплощения; Самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с преобладанием знакомых элементов и композиции.
Н – слабое проявление сопереживания, отсутствие перевоплощения; после показа педагога сжатая композиция, отсутствие новизны и схематичность композиции.

5-6 лет

Показатели
Характеристика уровней развития
Характеристика уровней развития музыкального творчества
1 Проявляет элементарные знания в области музыкального искусства
2. Проявляет элементарные знания по нотной грамоте
3. Поет эмоционально, выразительно, чисто интонируя и ритмично
4.Двигается ритмично, пластично, перадавая средства музыкальной выразительности
5.Музицирует один, в ансамбле, на предложенном или предпочитаемом инструмента
6.Передает различные интонации образов в песенных импровизация
7.передает характерные особенности  образов в танцевальных импровизациях
8. передает характерные особенности  образов в инструментальных импровизациях.
9. передает характерные особенности  образов в синтетических импровизациях.
Музыкального исполнительства
Синтетического и однородного
В - самостоятельные музыкально-творческие проявления соответствуют описанию показателя
Д – самостоятельные музыкально-творческие проявления соответствуют описанию показателя, но не в полной мере.
С – музыкально-творческие проявления при косвенном руководствечастично соответствуют описанию показателя
Н – музыкально-творческие проявления ребенка, действующего с помощью педагога, слабо выражены или отсутствуют.
В- ярко выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая импровизация с новыми или знакомыми элементами и целостным постоением
Д – выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая или сжатая импровизация со знакомыми элементами и фрагментами новых и целостным постоением
С – выраженное сопереживание, «проблески» перевоплощения; Самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с преобладанием знакомых элементов, фрагментарной оригинальностью, слабо выраженным композиционным построением.
Н - слабое проявление сопереживания, отсутствие перевоплощения; самостоятельная или с помощью педагога сжатая импровизация, отсутствие новизны и схематичность композиции.