Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           
Как психологически подготовить
ребенка к школе:
практические советы родителям и педагогам.


Достичь определенного уровня психологической подготовки ребенка родителям и педагогам помогут некоторые практические советы, приведенные ниже.
Умение общаться

Для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, то есть стать социально и эмоционально компетентным.
В основе социального развития ребенка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися на поведении ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Развитие интеллекта

Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь ему развить интеллектуальные способности. Ребенок должен научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Надо показать ему, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведен под конкретное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Развитие мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения и т.п.
Выделяют три вида мышления:
ü     наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками);
ü     наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
ü     словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образная. Такое мышление характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений без применения практических действий.
К 6–7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учите ребенка:
-       Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
-       Описывать различные свойства окружающих его предметов.
-       Узнавать предметы по заданным признакам.
-       Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
-       Находить противоположные по значению понятия.
-       Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака,

Развитие внимания

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
выкладывания узора из мозаики;
выкладывания фигуры из палочек по образцу;
исключения лишнего;
нахождения различий в двух похожих картинках;
нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
нанизывания бусинок по образцу;
срисовывания по клеточкам;
нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
-                       Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
-                       Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ

Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие восприятия
Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Научите ребенка:
Различать цвета и их оттенки.
Различать форму предметов и геометрические фигуры.
Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
Различать и называть части суток, их последовательность.
Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
Знать дни недели, месяцы года, поры года.

Развитие пространственных представлений
Формирование у ребенка пространственных представлений начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими.
Уровень сформированности пространственных представлений является очень важным показателем готовности ребенка к усвоению зрительных образов букв, а в конечном счете – к обучению грамоте.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание «правого» – «левого» на окружающее пространство.
Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
Научите ориентироваться на листе бумаги (что находится вверху, внизу, справа, слева).
Познакомьте ребенка с частями суток, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
Научите ребенка свободно ориентироваться в малом пространстве – комнате, квартире.
Для того, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве. Он должен уверенно отвечать на следующие вопросы:
– В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
– Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?
– Сколько этажей в вашем доме?
– Сколько этажей над вашей квартирой?
– Сколько этажей под вашей квартирой?
– Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?
– Какой транспорт проходит вблизи вашего дома? Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
– Как называются остановки транспорта, станции метро?
– Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
Ваш ребенок должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин и при этом выполнять правила дорожного движения.
Обратите внимание вашего ребенка на наиболее часто встречающиеся дорожные знаки (переход, остановка, светофор и др.).

Развитие мелкой моторики
Консультируя родителей, готов ли их ребенок к школе, мы часто видим детей, у которых слабо развиты пальцы рук. Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом. Подготовка руки ребенка начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Тренировка пальцев является также средством развития интеллекта и развития речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Учите ребенка:
разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
заводить будильник, игрушки ключиком;
штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
резать ножницами (желательно небольшого размера);
конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать;
рисовать узоры по клеточкам в тетради;
заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.);
хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
делать пальчиковую гимнастику.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.