Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           

Основные подходы к планированию образовательного процесса
в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования
Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.
Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.
Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей.
Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели. Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познание природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.
Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы дошкольного образования, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Искусство» (чтением художественной литературы, музыкой, с продуктивной деятельностью детей в художественном творчестве и др.).
Содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» направления «Речевое развитие» может интегрироваться с образовательной областью «Искусство» (художественная литература и др.).
Интеграция содержания образовательной области «Искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, аппликация, лепка, конструирование) может осуществляться с другими образовательными областями, например, «Ребенок и общество» и др. и отражается в учебном плане группы второго раннего возраста.
Задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» интегрируются со всеми образовательными областями через все виды детской деятельности и решаются в совместной со взрослым и детьми деятельности в условиях специально организованной речевой среды.
Обеспечивается интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Ребенок и общество» (например, «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), а также в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями и видами детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности).
Такой подход к планированию в дошкольном учреждении обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.
В качестве одного из вариантов написания плана образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования предлагается следующая структура.
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.
2.Научно-методическое обеспечение (источники планирования: основная, дополнительная литература в рамках самообразования).
3.Список детей по подгруппам (для групп раннего возраста и разновозрастных групп), (подгрупповая работа в остальных группах организуется при наличии соответствующих условий). Список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учетом уровня развития каждого ребенка.
4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня). В циклограмму также включаются: время, отведенное для специально организованных форм (игр, занятий), в том числе бассейне, дни и время, отведенное для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента. Циклограмма разрабатывается на год (корректируется при необходимости) в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы и условий функционирования учреждения дошкольного образования.
Возможно следующее содержание и форма написания циклограммы:

Первая половина дня

Вторая половина дня

Утро

Первая прогулка

После сна, перед прогулкой

Вторая прогулка

Вечер

1-я половина дня
Утро:
-         общение;
-                      индивидуальная работа по разделам образовательным областям учебной программы дошкольного образования и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
-                      игровая деятельность;
-                      трудовая деятельность;
-                      познавательная практическая деятельность;
-                      двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
-                      закаливание;
-                      здоровье и личная гигиена;
-                      культура питания;
-                      безопасность жизнедеятельности;
-                      специально организованная деятельность (согласно утвержденному учебному плану и расписанию занятий (игр) на каждый день недели).
1-я прогулка:
-                      игровая деятельность;
-                      познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
-                      двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения — ежедневно, занятия физической культурой — согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
-                      трудовая деятельность;
-                      индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
-         закаливание;
-         здоровье и личная гигиена;
-         безопасность жизнедеятельности.
2-я половина дня
После сна:
-         закаливание;
-         здоровье и личная гигиена;
-         культура питания;
-         безопасность жизнедеятельности;
-         самостоятельная двигательная деятельность.
-         Перед второй прогулкой:
-         образовательные услуги сверх базового компонента (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);
-         развлечения.
2-я прогулка:
-                      познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опыты, эксперименты и т.д.);
-                      двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения — ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
-                      трудовая деятельность;
-                      индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
-                      игровая деятельность;
-         закаливание;
-         здоровье и личная гигиена;
-         безопасность жизнедеятельности;
Вечер:
-                      индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
-                      игровая деятельность;
-                      художественная деятельность: театральная, художественно-речевая, музыкальная (развлечения и др.), изобразительная (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
-                      трудовая деятельность;
-                      самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно);
-         бассейн (при наличии) (занятия после первой прогулки или во вторую половину дня) – по утвержденному графику.
В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.

5.Взаимодействие с семьей

Формы взаимодействия с семьей

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.)


Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий дошкольного учреждения. Ежедневная работа педагога с семьями воспитанников должна быть направлена на обеспечение систематической информированности родителей о пребывании воспитанников в дошкольном учреждении, в целях обеспечения единых подходов в воспитании и развитии ребенка, поддержания постоянного контакта с семьей.

6. Индивидуальная работа с детьми.

Неделя

Содержание работы по образовательным областям

Фамилия, имя ребенка

Учет работы

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Целесообразно индивидуальную работу с детьми планировать по образовательным областям на каждую неделю месяца на основе предыдущих ежедневных наблюдений педагога и с учетом анализа результатов детской деятельности. Коррекционная же работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими специалистами дошкольного учреждения.
7.Закаливание (планирование и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей, сезонных изменений).
8.Здоровье и личная гигиена (задачи)
9. Культура питания (задачи)
10.Безопасность жизнедеятельности (задачи)
(планирование задач и ежедневное их выполнение в соответствии с распорядком дня).
11. Двигательная деятельность (активность). (Планирование и обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности, двигательной активности в мероприятиях распорядка дня, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей).
·        Организованная двигательная деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья) планируются и проводятся в разные отрезки времени. Занятия по образовательной области «Физическая культура» планируются и проводятся по расписанию в соответствии с учебным планом каждой возрастной группы (в разделе плана «Специально организованная деятельность»).
Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики. (Возможно использование картотеки).
1 комплекс
с 02.09.13 по 14.09.13
2 комплекс
с 15.09.13 по 30.09.13

 

Дополнение с…по..

Дополнение с … по ….

 


- Физкультминутки (названия 2-3 физкультминуток).
-Физкультурная пауза (1-2 игры малой и средней подвижности).
-Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках

Недели

Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке

Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

- Активный отдых:
-физкультурный досуг (1раз в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах) (воспитатель, руководитель физического воспитания разрабатывают план проведения физкультурных досугов);
-физкультурный праздник (2 (4 - в группах от 5-7 лет) раза в год) (программу разрабатывает руководитель физического воспитания, в плане воспитатель обозначает дату проведения мероприятия и принимает активное участие в подготовке и проведении праздника);
-день здоровья (4 раза в год) (составляется общая программа проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования, включаются мероприятия всех дошкольных групп, в плане воспитателем отмечается дата проведения).
·        Самостоятельная двигательная деятельность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
Для самостоятельной двигательной деятельности детей создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе. (Перечень оборудования, место проведения определяется педагогом, время предусмотрено учебной программой дошкольного образования в распорядке дня каждой возрастной группы).
12. Специально организованная деятельность. (Регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования (учебным планом дошкольного учреждения) организованные формы организации образовательного процесса с учетом закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста). (Регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы организации образовательного процесса по образовательным областям)
При планировании игр, занятий педагоги могут использовать следующую примерную структуру написания:
·      тема недели;
·      вид занятия;
·      тема занятия;
·      программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
·      источники планирования;
·      методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному ребенку);
·        дополнения.
Основными формами организации детей раннего возраста являются индивидуальные формы организации игр (занятий), подгрупповые и в некоторых случаях фронтальные формы организации детей в специально организованной деятельности. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей другим видам деятельности.
В планировании образовательного процесса по учебной программе дошкольного образования прослеживается взаимосвязь направлений образовательных областей на основе интеграции содержания. Обеспечивается интеграция образовательных областей и видов детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности) и т.д..

НАПРИМЕР
Специально организованная деятельность

Понедельник

02.09.13

Вид занятия;
Тема занятия;
Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
источники планирования;
Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному ребенку);
Дополнения.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница




















Тема
Виды детской деятельности

Общение

Игровая

Познавательная практическая

Художествен-

ная

Трудовая

Элементарная учебная деятельность*1

задачи

задачи

задачи

задачи

Возможна и такая форма написания плана для педагогов, имеющих небольшой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это общение, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная (для детей дошкольного возраста) деятельность в распорядке дня, которая возникает как с участием взрослого (совместная деятельность), так и при косвенном руководстве взрослого (создание соответствующих условий) самостоятельная деятельность детей.
*1, 2. В графе «Элементарная учебная деятельность (пропедевтика)» во второй младшей и средней группах и «Элементарная учебная деятельность» в старших группах планируются задачи на неделю в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями детей, выполнение которых осуществляется в специально организованной деятельности и других  видах  детской деятельности.
Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяется утвержденным руководителем учебным планом дошкольного учреждения.
В планировании специально организованной деятельности обязательно прослеживаются: принцип интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования и принцип интегративности содержания  других видов детской деятельности.
Обращаем внимание педагогов, что в «Художественную деятельность» входят: театральная, художественно-речевая деятельность; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
В плане на летний оздоровительный период планируются виды детской деятельности.

Дни недели

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

Художественная

деятельность*2

Трудовая деятельность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


Занятия по образовательным областям не планируются, в план включаются виды детской деятельности.
Обращаем внимание воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей и руководителей физического воспитания, что вместо занятий по образовательной области «Физическая культура» планируются физкультурные досуги и двигательная деятельность, музыкальных занятий образовательной области «Искусство» - развлечения и музыкальная деятельность.
К выбору наиболее оптимальной и удобной для педагога формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации учебной программы дошкольного образования. («Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования»   - «Пралеска» № 6,2013)