Государственное учреждение образования
 Ясли-сад №6
      г.Новогрудка           

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды  в возрастных группах учреждения дошкольного образования

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную рационально пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Требования к созданию безопасных условий для ребенка при осуществлении образовательного процесса содержатся в ряде нормативных документов. Статья 91 Кодекса определяет основные требования к организации образовательного процесса:
• охрану здоровья обучающихся;
• соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических
нормативов;
• создание безопасных условий при организации
образовательного процесса.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
• Физическому развитию; 
• Социально – нравственному и личностному развитию;
• Познавательному  развитию;
• Речевому развитию;
• Эстетическому развитию

Функциональное назначение предметно – развивающей среды

ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Удовлетворении в потребности деятельности, познании;
Ориентировка в окружающем;
Накопление опыта эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Источник становления субъективного опыта ребенка;

Развитие инициативы, воображения, творчества;

Среда для развития всех специфических видов деятельности;

Реализация ребенком права на свободу выбора в деятельности.

Реализация содержания образовательной программы;

Предоставление детям как можно больше возможностей для активной, целенаправленной и  разнообразной деятельности;

Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостности развития ребенка до школы;

Организация деятельности детей;

Влияние на воспитательный процесс.

 

В группах раннего возраста большая часть пространства остается свободной, так как в этом возрасте у малышей активно развиваются движения. Использование мягких матов, легких модулей будет обеспечивать много-функциональность и безопасность среды.
Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, выполненных их разнообразных материалов. Материалы расположены на открытых полках.
Так как  в группах раннего возраста ведущий вид деятельности – предметная деятельность, то в наличии должны быть следующие игрушки: дидактические,  сюжетно-образные, музыкальные, спортивные, игрушки-забавы; из разных материалов, разной величины, с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные)
Предметно-развивающую среду в таких групповых помещениях условно можно разделить на несколько центров:
1. Сенсомоторный центр
— Здесь должен быть собран материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, кубики, матрёшки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «Маленькие и большие», мозаика).
2.Конструктивный центр
- различный строительный материал: деревянные кубики, «кирпичики», пластины, мягкие модули, пластмассовый и цветной конструктор.
3.Уголок двигательных игрушек
— коляски
— легковые и грузовые машины
— заводные машины
— машины на веревочках
— тележки
— каталки
— автобусы
— трамваи
— теплоход
— лодка и др.
4. Игровой центр
—ролевые игры « Дом», «Автобус», «Поликлиника»
— предметно- тематические образные игрушки: куклы, животные
— игрушки- забавы
— предметы – заменители и другой вспомогательный материал (коробочки, дощечки и др.)
5.Центр театрализованной деятельности или уголок ряженья
—  зеркало во весь рост
— передники
— юбочки
— косыночки
бусы
— шляпки
веночки
— сумочки
— сундук
6.Популярным атрибутом группы детей раннего возраста является центр воды и песка.
- столик и две ёмкости, наполненных песком и водой.
- совочки
- ситечки
- трубочки
-небольшие воронки для пересыпания песка
-рыбки
- лодочки
- заводные игрушки для использования в воде
- кусочки поролона
-ведёрки
-непромокаемые фартучки
7. Физкультурно-оздоровительный центр
воротца, горка, мягкие модули, кегли, мячи, обручи, скакалки всевозможные тележки, каталки и игрушки на колёсах мешочки, набитые песком и горохом мягкие колечки.флажки, ленточки, султанчики сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков
8. Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
9. Художественно-речевой центр
- два уютных кресла, столик с книгами для чтения, яркими книжками-малышками, картинками.
10. Музыкальный центр:  погремушки, маракасы, сделанные из деревянные ложки, гитару, бубен, металлофон, барабан, различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, озвученные кубики);
11.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики
12. Экологический центр
Аквариум
Комнатные растения
Овощи и фрукты
Календарь природы
Наглядный иллюстративный материал
Песок, формочки
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки

Организация  предметной игровой среды во второй  младшей группе

1. Центр познавательно – интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
— природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки
— демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер
2. Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3.Экологический центр
Аквариум
Комнатные растения
Овощи и фрукты
Календарь природы
Наглядный иллюстративный материал
Песок, формочки
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки
Осенние листья, срезанные ветки деревьев
Альбомы «Времена года»
Дидактические игры
Шишки, веточки, желуди
4.Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры « Дом», « Магазин», «Парикмахерская», « Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.
— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
5. Центр строительства
— крупный и средний строительный материал
— модели готовых построек
— мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
6.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики
7.Уголок по изучению правил дорожного движения
-  дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
8.Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
9.Уголок книги
художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
10.Уголок краеведения (этнографии)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)
— альбомы о городе
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки)
— иллюстрированные книги о белорусских городах
— кукла в белорусском  костюме
11.Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки
— совки
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям
12.Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

Организация  предметной игровой среды в средней группе

В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами.      Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
1. Центр познавательно – интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки
— специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы
демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры
2. Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3. Экологический центр
Аквариум
Комнатные растения
Овощи и фрукты
Календарь природы и погоды
Наглядный иллюстративный материал
Песок, формочки
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
Осенние листья, срезанные ветки деревьев
Альбомы «Времена года»
Дидактические игры
Природный и бросовый материал
4. Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж» и пр.
— игры- забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
5.Центр строительства
— крупный и средний строительный материал
— модели готовых построек
— мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
6.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики
7.Уголок по изучению правил дорожного движения
— элементарные макеты  дороги
— наборы машинок
— дорожные знаки
— настольно – печатные игры
— тематические альбомы с видами  различного транспорта
8.Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
9.Уголок книги
художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
10.Уголок краеведения ( этнографии)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)
— альбомы о городе
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки)
— иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки
— кукла в белорусском  костюме
— альбомы «Моя Беларусь»
— настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»
— образцы белорусской посуды, одежды
— декоративно-прикладное искусство Беларуси
— выставка детских работ
11.Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки
— совки
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре
12.Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

Организация  предметной игровой среды в старшей группе

Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована. Отдается предпочтение оборудованию и игрушкам небольшого размера – для игр на столе. Используется более разнообразный материал для строительных и конструктивных игр. В группах имеются конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов, напольные, настольные, разной тематической направленности. Очень большое внимание уделяется педагогами организации центров детского экспериментирования.
1. Центр интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал  с набором схем
— тетради с заданиями  для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки
— разнообразные волчки, механические игрушки-забавы
— альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров
2.Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3.Уголок книги
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
4.Экологический центр
Аквариум
Комнатные растения
Овощи и фрукты
Календарь природы и погоды
Наглядный иллюстративный материал
Песок, формочки
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
Осенние листья, срезанные ветки деревьев
Альбомы "Времена года"
Дидактические игры
Природный и бросовый материал
5.Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе»(«Столовая»)
— предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал
— игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке
— уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
6.Центр строительства
конструктор большой и малый из разного материала
модели готовых построек
фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.
модули, схемы
открытки, чертежи построек
фотографии зданий,  рисунки построек
Итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня.
7.Центр краеведения
Его содержание динамично  и зависит от темы недели.
— альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня)
— предметы искусства
— предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси
— макеты города, план детского сада и др.
— куклы в национальных костюмах
— макет белорусской избы
— карта Беларуси, родного города
— портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
8.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики
9.Уголок по изучению правил дорожного движения
макеты дороги
макет светофора
жезл
наборы машинок
дорожные знаки
настольно-печатные игры
тематические альбомы с различными видами транспорта
10. Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
11.  Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем)
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
— альбом «Наши дела» ( составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)
12.  Уголок дежурных
— фартуки
— щетки- сметки,  совки
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре
Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.